Литературный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум » Рефераты » рефераты по географии <


рефераты по географии <

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ветер
Ветер — движение воздуха обычно в горизонтальном направлении относительно земной поверхности. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления. Причиной возникновения ветра является неравномерный нагрев различных участков Земли. Над обширными территориями нашей планеты формируются системы постоянных и переменных ветров — воздушных течений.
Постоянные ветры (воздушные течения):
Пассаты. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушарий, где формируются области высокого давления, к экватору, находящемуся в области низкого давления. В результате вращения Земли вокруг своей оси эти ветры отклоняются: в Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, в Южном — с юго-востока на северо-запад. Климат восточных берегов Южной Америки, Африки, Австралии находится круглый год под влиянием пассатов, зарождающихся над океанами и приносящих обильные осадки в течение всего года. Северная Африка находится под влиянием пассатов, которые зарождаются на 30° широтах Северного полушария в центре Азии. Эти ветры осадков не приносят: они приходят сухими и жаркими. Влиянием этих ветров можно объяснить расположение в Северной Африке самой большой пустыни мира — Сахары.
Западные ветры. Это ветры, преобладающие в тропосфере и стратосфере средних широт Земли. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушария, где формируется область высокого давления, в сторону 60° широт, где формируются области низкого давления. Вследствие вращения Земли они постоянно отклоняются к востоку (в Северном полушарии вправо, в Южном — влево) и создают воздушный поток с запада на восток.
Так как пояса атмосферного давления смещаются по временам года то к северу, то к югу, то области постоянных ветров также смещаются.
Переменные ветры (воздушные течения) — это муссоны (араб, мавсим — время года). Это ветры, которые меняют свое направление два раза в год: летом они дуют с моря на сушу, зимой — с суши на море. Причина изменения направления заключается в том, что зимой и летом над сушей и морем устанавливается разное давление, а ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления. Летом материк нагревается сильнее (поскольку земля нагревается быстрее, чем вода). От материка нагревается воздух, он расширяется, становится легким и поднимается вверх, поэтому над землей устанавливается область низкого давления. Океан нагревается медленнее, над ним устанавливается область высокого давления, и ветер начинает дуть с океана на сушу. Он приносит не очень жаркий, но насыщенный влагой воздух, из которого выпадают осадки. Зимой материк остывает значительно быстрее, чем океан, и над ним устанавливается область высокого давления. Над океаном же формируется область низкого давления. Зимний муссон дует с материка на океан и несет холодный, сухой воздух. Климат Дальнего Востока России находится в большой зависимости от муссонной циркуляции.
Постоянные и переменные ветры — воздушные течения — входят в общую систему атмосферной циркуляции.
Существуют также ветры местной циркуляции:
Бриз (франц. brise — легкий ветер). Это местный ветер небольшой скорости, меняющий свое направление два раза в сутки. Он возникает на берегах морей, рек, озер. Днем суша нагревается быстрее, чем вода. Над сушей устанавливается область низкого давления, а над водой – высокого, и дневной бриз дует с моря или озера на побережье. Ночью картина меняется. Суша охлаждается быстрее, чем вода, и ночной бриз дует с охлажденного побережья, над которым устанавливается область высокого давления, на прогретый водоем.
В эпоху парусного судоходства бризы использовались для начала плавания.
Бора (итал. bora; греч. boreas — северный ветер). Это сильный, порывистый ветер, дующий с прибрежных гор в сторону моря, преимущественно в холодное время года. Бора возникает в том случае, если холодный воздух над сушей отделен от теплого воздуха над водой невысоким хребтом. Холодный воздух постепенно скапливается перед хребтом и затем с большой скоростью скатывается вниз к морю, поэтому температура на побережье резко понижается. Особенно типична бора для побережья Адриатического моря. На Черном море бора приводит к обледенению прибрежных построек, к опрокидыванию судов.
Разновидностью боры является ветер сарма, название которого происходит от названия реки, впадающей в Байкал. Это ураганный ветер, налетающий внезапно и поднимающий крутые волны на озере. Возникает при переваливании арктического воздуха через хребты гор юга Сибири. При приближении этого ветра метеорологи передают штормовое предупреждение.
Фён. Это теплый и сухой порывистый ветер с гор. Он часто дует зимой и весной и вызывает быстрое таяние снегов. Фён очень распространен в горах Средней Азии, на Кавказе.
Самум (араб.) — знойный ветер в пустынях Аравийского полуострова и Северной Африки, несущий раскаленный песок и пыль. Возникает этот ветер при сильных прогревах Земли в циклонах. Шквал длится от 20 минут до 3 часов и иногда сопровождается грозой. При самуме температура воздуха повышается иногда до 50°С. Предвестником самума является медленное движение песков со звуком трения песчинок.
Сирокко (итал. sirocco — сильный). Это жаркий и сухой ветер в Северной Африке. В Италии это, как правило, теплый и влажный южный или юго-восточный ветер.
Суховей. Это жаркий или очень теплый ветер, отмечающийся в степях, полупустынях и пустынях. Суховеи вызывают засуху, порчу урожая зерновых и плодовых культур. Они дуют в Северном Казахстане, степях России и Украины. Защитой от суховея служат лесные полосы и мелиорация.
Разновидностью суховея является сильный ветер, переносящий на большие расстояния огромные массы частиц почвы или песка, называемый пыльной бурей. Эти ветры наносят большой ущерб сельскому хозяйству, уничтожая плодородный слой почв. Пыльные бури порой резко ухудшают видимость.

0

2

Урок географии в 7-ом классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: "Ветер"
Задачи урока:

• сформировать представление учащихся о природе ветра,
• о причинах его возникновения,
• о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
• учить связывать научные представления с реальной жизнью,
• научить приему построения особого типа графика – розы ветров.
Ход урока
1. Орг. момент
- сегодня мы поговорим об одном из явлений природы. А какое это явление вы узнаете, отгадав ребус. (1 слайд)
Дети записывают тему урока в тетрадях.
2. Краткая беседа о том, что такое ветер.
- Кто может сказать, что такое ветер? Что вы знаете о ветре?
- Как образуется ветер? (высказывания детей)
3. Объяснение нового материала.
- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (слайд 2)  Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. (щелчок мыши) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем,  что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (щелчок мыши) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом  со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления. (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз. Ночью наоборот. (слайд 3)
Суша остывает быстрее, чем вода. (щелчок мыши) Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.
А над морем наоборот (щелчок мыши). Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.
- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (ответы детей) (щелчок мыши)
Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
- Какова же главная причина возникновения ветра?
- Кто может дать определение понятия ветер? (слайд 4)
- Кто сформулирует определение понятия «бриз»? (после ответа щелчок мыши)
В тетрадях записываются определения понятий.
4. Первичное закрепление

На экране появляются следующие вопросы (слайд 5)
- Почему летним днём из леса веет холодком?
- Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днём?
Ответы на вопросы звучат устно.
Объяснение образования муссонов.
- Откройте свои учебники на стр.    Найдите пункт «Муссоны».Самостоятельно прочитайте его.
- Теперь пользуясь следующей схемой (слайд 6), постарайтесь объяснить, как образуются муссоны.
Дети глядя на схему, самостоятельно объясняют причину движения муссона.
- А теперь глядя на  схему построения определения, дайте определение муссона. (слайд 7)
Запись определения в тетрадях.
5. Закрепление.
(Слайд 8)
- Ответьте на вопросы.
От чего зависит сила ветра?
- При помощи каких приборов определяется сила ветра и направление? Ответы детей
Выступление учащегося о приборах, определяющих направление и силу ветра. (слайд 9)
- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров.
Способ построения розы ветров следующий: (слайд 10)
(после демонстрации построения розы ветров)
-  Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?
- А теперь попробуйте построить розу ветров по следующим данным. (слайд 11)
Проверка выполненной работы (слайд 12)
6. Работа с книгой
Откройте учебники на стр. 94. Найдите пункт 5. В течение 4 минут изучите его и выделите основные значения ветра в жизни человека.
7. Работа в парах.
- Расскажите друг другу то, что вы узнали из этого пункта.
- Что нового вы узнали, прочитав этот пункт?
Закрепление изученного материала.
Вопросы к параграфу.
8. Итог урока.
- Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Какие новые знания вы получили?
Понравился вам урок или нет? Почему?
Домашнее задание: №24 пересказ.
Выставление оценок за урок.

0


Вы здесь » Литературный форум » Рефераты » рефераты по географии <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно